Анна Андреевна Сквозник-Дмухановская: характеристика и образ

Анна Духмановская
(На изображении В.Н. Пашенная в роли Анны Андреевны)

Анна Андреевна Сквозник-Дмухановская – второстепенный персонаж комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

Несмотря на то, что героиня не относится к ключевым героям произведения, ее образ помогает раскрыть главного персонажа, Хлестакова.

Кроме того, Анна Андреевна – это типичный представитель города N, который в своей комедии описывает знаменитый автор.

Характеристика персонажа

Анна Андреевна Сквозник-Дмухановская – это жена городничего, одного из главных персонажей пьесы. Сам Гоголь дает ей довольно подробную характеристику в описании действующих лиц. Это позволяет читателю познакомиться с героиней еще до непосредственного ознакомления с текстом.

Анну Андреевну автор называет провинциальной кокеткой. Она не пожилая, но и не молодая, выглядит «аппетитно» и привлекательно для своих лет. Эта женщина воспитана на романах, типичных девичьих сплетнях и разговорах. Своей дочери, Марье Антоновне, она пытается привить такое же мировосприятие. По этой причине практически все  разговоры жены городничего и ее дочери вьются вокруг небольшого круга тем: мода, платья, гадания, замужество, деньги.

Анна Духмановская оттесняет дочь
(Анна Духмановская оттесняет дочь Марью за спину)

Гоголь также упоминает, что Анна Андреевна очень любопытна и тщеславна по своей природе. С мужем, городничими, она нередко может разговаривать на повышенных тонах. Он ее немного побаивается, но слушается. Однако это послушание распространяется только на житейские мелочи. С людьми  более мелких сословий она не церемонится, обращается с ними, как с бесполезной мелюзгой.

Отличительной чертой Анны Андреевны Сквозник-Дмухановской как персонажа является ее ограниченность и зацикленность на внешности. Так, например, Гоголь еще в описании указывает, что на протяжении пьесы она переодевается четыре раза.  

Образ в произведении

Анна и Марья Духмановские
(Мать и дочь Духмановские)

Жена городничего – это типичный представитель провинциального города. Ее образ является воплощением того ограниченного общества, в которое заявляется мнимый ревизор. Именно на примере Анны Андреевны можно понять, почему Хлестакова приняли за ревизора. А все потому, что жители города N такие же недалекие люди, которые судят по внешности.  Им не важно, что человек из себя представляет. Если он хорошо одет, имеет начищенные ботинки и новый пиджак – он сможет войти в их общество. Именно по такой схеме и поступает Анна Андреевна. Она постоянно сменяет платья, пытаясь понравиться Хлестакову, лебезит перед ним, расхваливает, поддакивает и заискивает.

Анастасия Георгиевская в роли Анны Андреевны Сквозник-Дмухановской, к/ф "Ревизор, СССР 1952"
(Анастасия Георгиевская в роли Анны Андреевны Сквозник-Дмухановской, к/ф "Ревизор, СССР 1952")

Анна Андреевна очень суетлива. Данное качество и любовь к сплетням приводят сюжет к такой комичной и одновременной драматичной развязке. Корысть, показушничество, желание казаться – все эти качества жены городничего и позволяют Хлестакову обдурить сначала самих Сквозник-Дмухановских, а потом и все общество уездного города.

Анна Андреевна Сквозник-Дмухановская – это персонаж хоть и комедийно-утрированный, но отрицательный. Горожане ее не уважают за наглость, горделивость и высокомерие. Жена городничего раскрывает образ глупой женщины, испорченной властью и домашним светским воспитанием.


Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.